english*
ukrainian*
 

ПЕРВАЯ ВСЕУКРАИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ"

(15-16 мая 2002 года)

15-16 мая 2002 г. по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины в Киеве прошла Первая всеукраинская конференция "Значение церковного пения в православном богослужении".
Подобный церковный форум, на который съехалось более 200 священнослужителей, регентов, псаломщиков, певцов - монахов и мирян из всех епархий Украинской Православной Церкви, проходил в нашей стране впервые. Его идея возникла как результат 4-летнего опыта проведения фестиваля "Глас Печерский", который, давая возможность услышать лучшие церковные хоровые коллективы, не оставлял времени для общения поющей братии на теоретическом уровне.
Составляя предварительный план конференции, её организаторы стремились охватить максимально широкий спектр тем, связанных с православным церковным пением. Но в процессе работы самой конференции центральным сам собою стал вопрос, волнующий, как оказалось, большинство присутствующих - о возрождении древнерусских богослужебных распевов. Большинство говоривших об этом проводили параллели с канонической иконописью, подчёркивая, что если икона - это богословие в красках, то каноническое пение - богословие в звуках.
Конференцию открыл преосвященный Софроний, архиепископ Черкасский и Каневский, передавший её участникам благословение Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с пожеланиями плодотворной работы на благо нашей Церкви.
Доцент КДС и А прот. Василий Заев сделал краткий, но информационно максимально насыщенный доклад "Святоотеческое учение о церковном пении".
Логическим продолжением сообщения о. Василия стал доклад преподавателя церковного пения КДС и А, преподавателя Национальной музыкальной академии им. П. И. Чайковского, регента хора киевского Свято-Ионинского монастыря Дмитрия Болгарского "Значение церковного пения в православном богослужении". Основное внимание в нём было уделено тому основополагающему факту, что пение в храме является не частью богослужения, ни тем более самостоятельным элементом, но одним из видов собственно богослужения.
Затем слово было предоставлено известному московскому регенту Анатолию Гринденко, который с 1980 года исполняет в храме за богослужением исключительно песнопения знаменного и других древних распевов. Он подробно рассказал о древнерусском церковном пении в богословском и научно-теоретическом аспектах, поделился собственным многолетним практическим опытом, рассказал о реакции прихожан, чаще всего положительной, на древние распевы, ответил на многочисленные вопросы участников конференции, среди которых были и остро полемические.
После перерыва выступил музыковед, регент правого клироса киевской Свято-Кирилловской церкви Александр Васильев. Тема его доклада - "О путях преодоления секуляризированности (обмирщённости) православного церковного пения". Аудитория заинтересованно и сочувственно восприняла разговор о наболевших проблемах, с которыми постоянно сталкиваются псаломщики и регенты.
Далее слово взял регент левого клироса Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандрит Поликарп (Линенко). Тема его доклада была определена как "Особенности монастырского богослужения", но речь шла прежде всего о ценнейшем духовном наследии Русской Церкви - распеве Киево-Печерской Лавры, явлении уникальном - ведь лаврскими певчими распет полный годичный богослужебный круг. Возникшая в глубокой древности, эта живая система напевов жила и эволюционировала вместе с нашей Церковью, приспосабливаясь к зачастую неблагоприятным внешним условиям, и сумела даже в ныне существующем гар-мо-ни-че-ском изложении сохранить молитвенный соборный дух. О. Поликарп говорил о своём родном лаврском распеве с горячей любовью, стремясь защитить его от нападок невежественных эстетов-радикалов.
Доклад заведующего учебной частью регентского отдела Одесской духовной семинарии Владимира Мельника "О чине богослужебного пения" был посвящён в основном истории церковного пения на Руси от древности до наших дней. Выводом была мысль о том, что единственно приемлемый выход из существующей кризисной ситуации - возвращение к уставному богослужению во всех смыслах, включая и каноническое пение.
Первый день завершился выступлением регента хора винницкого Свято-Преображенского кафедрального собора протоиерея Сергия Выговского на тему "Духовный настрой в церковном хоре". Регент и пастырь в одном лице, о. Сергий красочно и в то же время точно обрисовал вопросы создания правильной атмосферы в певческом коллективе. Коснулся он и вопроса о путях возрождения древнего богослужебного пения, образцы которого хор под его управлением также исполняет на службах. Интересно, что начинавший, как и Анатолий Гринденко, под руководством выдающегося теоретика и практика церковного пения, регента Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля), о. Сергий в некоторых вопросах достаточно резко оппонировал Гринденко.
Вечером участники конференции отправились в Свято-Успенский собор Лавры на всенощное бдение накануне памяти прп. Феодосия Печерского.
Второй день работы конференции открылся Божественной Литургией в академическом храме Рождества Богородицы на Дальних пещерах. За богослужением пел мужской ансамбль под управлением Анатолия Гринденко - знаменным, столповым и строчным распевами. Для многих это был первый в жизни подобный опыт. Но когда во время "Символа веры" вместе с певцами незнакомый одноголосный напев тихо, но уверенно запел практически весь храм, сомнения в необходимости возрождения подобного воистину ангелогласного пения - мощного, чистого и честного, не развлекающего, но подводящего всю службу к одному - Причастию, - у большинства развеялись, казалось, окончательно.
Заседание второго дня открыл доклад преподавателя Московской духовной семинарии и академии иеромонаха Лазаря (Гнатива) "Святейший патриарх Алексий I и богослужебно-певческие традиции Православной Церкви". Патриарх Алексий (Симанский) уделял пристальное внимание уставному пению хоров и клиросов, считал необходимым по возможности полный отказ от концертного стиля пения и возврату к простоте и молитвенности. О. Лазарь также кратко рассказал о регентском и шире - певческом послушании как виде церковного служения.
Затем слово вновь было предоставлено Анатолию Гринденко, чья многолетняя деятельность на ниве возрождения древних богослужебных распевов, как точно отметил один из выступавших, в буквальном смысле слова изменила жизнь многих связанных с церковным пением людей. Вопросов было множество, полемика была горячей, и позиции сторон обозначались все чётче. После перерыва А. Гринденко закончил отвечать на вопросы.
Следующим выступил регент хора харьковской Трёхсвятительской церкви Игорь Сахно. В своём основательном, хорошо продуманном докладе "Богослужебное пение и Церковное Предание" он первым совершенно точно охарактеризовал знаменный и другие древние распевы как документально зафиксированную часть Предания Православной Церкви, представляющую собой итог молитвенного делания многих поколений русских святых.
На И. Сахно также обрушился поток вопросов, в том числе полемических. После ответа на них он вместе с группой певцов продемонстрировал образцы песнопений, исполняемых за богослужением в харьковской Трёхсвятительской церкви, где у течение вот уже 3-х лет не поют партесную музыку, а используют только древнерусские, а также византийские и древнегрузинские (со славянским текстом) распевы.
Несмотря на полемику, вспыхивавшую иногда в лаврском конференц-зале, коллективными усилиями удалось осознать и сформулировать задачу-максимум на перспективу: полное восстановление древнего богослужебного пения. Но только при условии постепенной, кропотливой работы.
Круг тем, волнующим певческую братию Украины, далеко не исчерпан. Будем надеяться, что 2 дня работы Первой конференции - это лишь начало, и продолжение обязательно последует.
Александр ВАСИЛЬЕВ,
музыковед,
регент левого клироса киевской Свято-Кирилловской церкви,
член оргкомитета конференции.