Школьный храм
Предстоятель УПЦ 
Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир

 Бiографiя
 Пастирське слово
 Проповіді
 Питання-Вiдповiдь
 Інтерв'ю

Церква 
 Новини
 Історія
 Священний Синод
 Єпископат
 Єпархії
 Монастирі
 Навчальні заклади
 Офіційні видання

Київська єпархія 
 Храми Києва

Наші святині 
 Ікони
 Святі

Фотогалерея 
 Предстоятель
 Події






 Александр АНДРУЩЕНКО.   Школьный храм

Поистине уникальное и неповторимое место — Киево-Печерская Лавра. Сотни, тысячи, миллионы людей со всего мира жертвуют многим для того, чтобы хотя бы один раз пройтись по этой благословенной земле. Сколько душ, мечущихся “из угла в угол”, нашло здесь утешение, сколько израненных сердец обрело спокойствие, сколько слез покаяния и умиления пролито в этой обители…

Какие прекрасные святыни расположены здесь: Ближние и Дальние пещеры, Свято-Успенский собор, Крестовоздвиженский храм, Трапезная церковь. И, наконец, возле самой колокольни Дальних пещер, на месте первой наземной лаврской церкви с 1696 года стоит семикупольный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он несколько отличается от всех остальных.

Вот, входишь на территорию Лавры и у первого встречного послушника спрашиваешь: “Как пройти к Рождественской церкви?” А он в ответ: “А, к школьному храму? Я вас провожу”. По пути завязывается беседа, в ходе которой становится известно, что впервые об этом храме упоминается еще в древнем памятнике славянской письменности — “Повести временных лет”. Там говорится, что это была первая наземная деревянная церковь на территории Лавры (названная в честь Успения Божией Матери), которую построил в 1062 году печерский игумен Варлаам.
Как только был возведен Свято-Успенский собор, этот храм стал называться кладбищенским, так как в нем стали отпевать усопших монахов. О его позднейших перестройках ничего неизвестно, вплоть до первой половины ХVІІ ст. Тогда он и был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

История Лавры свидетельствует о том, что этот храм был построен в 1696 г. при архимандрите Мелетии на пожертвования киевского полковника Константина Мокиевского. К сожалению, осталось неизвестным имя мастера, под чьим руководством осуществлялось возведение святыни.

Церковь в честь Рождества Богородицы, без сомнения, уникальна по композиции и является непревзойденным шедевром украинской архитектуры ХVІІ ст. Исторические памятники повествуют о том, что вначале этот храм был семиверховым — к трехверховому каменному объему примыкали четыре угловые пристройки в виде небольших часовен, завершенных куполами. Уже в начале ХVІІІ ст. храм был украшен настенной росписью. В северо-западной его пристройке сохранилась надпись капитальной реставрации, оконченной в сентябре 1752 г., во время которой были позолочены купола и покрыта белым железом крыша. Именно в это время обновлен также иконостас и отреставрированы настенные изображения. Следующий ремонт храма был проведен в 1767 г., а в 1784 г. был сооружен новый иконостас в стиле рококо. Известно, что он имел кованные серебряные царские врата работы мастера Григория Чижевского, которые в настоящее время находятся на сохранении в Лос-Анджелесском музее искусств.

В 1817 г. стены храма были заново расписаны в академическом стиле киевским художником Иоанном Квятковским. К сожалению, эти росписи не дошли до наших дней. В 1894 г. по проекту В. Николаева в проемах между угловыми часовнями соорудили притворы. Во время реставрации 1968–1970 гг. их разобрали. К сожалению, когда в 1988 г. храм в честь Рождества Богородицы был в последний раз передан Церкви, в нем не сохранилось практически никаких росписей. По свидетельству очевидцев, лишь на левой алтарной стене остался маленький участок, изображающий часть виноградной лозы с небольшим листочком. Поэтому уже современными художниками храм был заново расписан.

Следует отметить, что сам храм стоит на небольшей возвышенности, северный склон которой в 1769–1771 гг. был укреплен подпорной стеной. Возводил это сооружение известный архитектор Степан Ковнир. Вокруг церкви расположено небольшое кладбище ХІХ века, на котором похоронены лаврские старцы-подвижники: иеромонах Вассиан Слепой (†1834), подвижница благочестия монахиня Олимпиада, настоятельница Арзаманской Алексеевской общины (†1828), и даже герои Отечественной войны 1812 года: соратники полководца Кутузова — генерал П.С. Кайсаров и А.И. Красовский. Немаловажен и тот факт, что бастион пещерных укреплений, который окружал территорию Дальних пещер, также назван Рождественским.

В настоящее время храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы является школьной церковью Киевской Духовной Академии и Семинарии. В нем ежедневно возносят к Богу свои молитвы воспитанники и преподаватели этих духовных школ. Следует отметить, что храм — это неотъемлемая составляющая любого духовного учебного заведения, так как в каждом из них не только читают умные книги, но и учатся жить, причем жить по-христиански, а духовная жизнь без молитвы — это примерно то же самое, что физическая жизнь человека без воздуха. Вот и идут сюда каждый день они — в будущем пастыри Святой Церкви: кто-то поблагодарить, кто-то — попросить, кто-то, чтобы разделить молитвенную радость. И так каждый день... А как же иначе? Ведь со храма начинается для любого учащегося жизнь в духовной школе. Каждый из них, наверное, помнит, как кроткими и несмелыми шагами переступал порог этой святыни, как в течение учебного года переживал в этих стенах жизненные радости и печали. Приходят сюда и выпускники, чтобы поблагодарить Бога за то, что сподобил их провести лучшие годы своей жизни именно здесь — в Киево-Печерской Лавре.

Время идет, уходят из жизни выдающиеся, убеленные сединами преподаватели, выходят в самостоятельную жизнь воспитанники, за их парты садятся новые. И так из года в год: “все течет, все изменяется” — только в древнем и величественном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы неизменно изо дня в день поется тропарь: “Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...”





 Александр АНДРУЩЕНКО. Пещерный город
 Александр АНДРУЩЕНКО. На пути к духовному единству… (Крестный путь протопресвитера Гавриила Костельника)
 Александр АНДРУЩЕНКО. Как гора монастырская стала сатанинскою
 Александр АНДРУЩЕНКО. Киевские Митрополиты 1918-1940 гг.

 
Киевская Русь
© Українська Православна Церква
Технічна підтримка Global Ukraine