Предстоятель УПЦ 
Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир

 Бiографiя
 Пастирське слово
 Проповіді
 Питання-Вiдповiдь
 Інтерв'ю

Церква 
 Новини
 Історія
 Священний Синод
 Єпископат
 Єпархії
 Монастирі
 Навчальні заклади
 Офіційні видання

Київська єпархія 
 Храми Києва

Наші святині 
 Ікони
 Святі

Фотогалерея 
 Предстоятель
 Події






    ДИМИТРИЙ (Туптало), святитель Ростовский

Архимандрит Иларий (ШИШКОВСКИЙ), Елена ГОЛОВИНА. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, родился в декабре 1651 г. в местечке Макарьево, в 40 верстах от Киева. Отец его, казачий сотник Савва Григорьевич, скончался ктитором Кириллова монастыря; но в молодости он мало бывал дома, занимаясь военной службой, а воспитанием и первоначальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней святитель всегда вспоминал с нежностью. В их доме царил добрый христианский порядок. Скончалась Мария Михайловна в глубокой старости, в Великую Пятницу, в три часа пополудни, то есть, по древнему исчислению, в 9-м часу, когда Господь предал душу Свою в руки Отца Небесного. В одиннадцать лет Даниил поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанном в 1615 г. (впоследствии — Духовная Академия).
Постриг в Свято-Кирилловском монастыре
Ректором его тогда был выдающийся проповедник и богослов Иоанникий Голятовский, много писавший в защиту Православия. Под его руководством выработался у будущего святителя замечательный дар слова.

Сразу же обнаружились его умственные способности, а также склонность к подвижнической и созерцательной жизни: в нем видели будущего инока. Это были годы войны, Киев не раз переходил то в русские, то в польские руки, и в 1665 г. поляки разрушили училище. Обучение Даниила было прервано, и на семнадцатом году жизни он с разрешения родителей поступил в Свято-Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. был пострижен в монашество с именем Димитрий, а через год возведен в сан иеродиакона. Проходя обычные монастырские послушания, он в то же время занимался духовно-литературными трудами, продолжая свое образование.

23 мая 1675 г., в день Сошествия Святого Духа, он был посвящен в сан иеромонаха. Тогда началась проповедническая деятельность будущего святителя. Вначале он был проповедником при архиепископе Лазаре (Барановиче), которого он называл “великим столпом церковным”, а потом — служил в Вильне и Слуцке. По возвращении на Украину, ему пришлось быть игуменом в разных монастырях, потому что многие обители просили о назначении его к ним настоятелем. Дважды слагал он с себя должность, но люди, высоко ценившие его духовную настроенность и нравственные качества, в частности и святитель Феодосий Черниговский, заставляли его вновь принимать ее на себя.

Четьи-Минеи
В 1684 г., по благословению Митрополита Киевского Варлаама (Ясинского), св. Димитрий взялся за главный труд своей жизни — составление Четий-Миней, или Житий Святых. В течение 25 лет и сам наблюдал за печатанием составленных им жизнеописаний. 10 августа 1685 г. явилась ему во сне великомученица Варвара, которую он особенно почитал. Он просил ее умолить Господа о грехах его, но святая сказала: “Не знаю, умолю ли, ты молишься по-римски”. Но, видя его смущение, прибавила с улыбкой: “Не бойся!” — и произнесла утешительные слова, которые он, проснувшись, не мог вспомнить. Он объяснил ее упрек своим обычаем молиться редко и мало, как католики, а не постоянно, как православные.

10 ноября 1685 г. явился ему св. мученик Орест, память которого совершается в этот день и житие которого он только что написал, и сказал: “Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал!” И, показав ему на левом боку большую рану, сказал: “Сие мне железом прожжено!” Потом, открыв правую руку, показал перерезанные жилы против правого локтя и сказал: “Сие мне перерезано!” Такую же рану показал и на левой руке, сказав: “И сие мне перерезано!” Потом, наклонясь, открыл ноги и, показав раны на сгибе колен, сказал: “Это мне косой пересечено! — и, выпрямившись, добавил: — Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал!” Св. Димитрий подумал, не из «пяточисленных» ли это св. Орест, но на мысль его св. мученик сказал: “Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие написал”. За ним стоял какой-то человек важного вида, показавшийся св. Димитрию тоже мучеником, но он ничего не говорил. Благовест к утрени прервал его видение. Записал он его через три года, но оно было так живо, как будто он его только что видел.

Возведение в митрополичий сан
Около 1689 г. св. Димитрий был в Москве по церковным делам и имел беседу с молодым царем Петром, который жил в то время в Троице-Сергиевой Лавре, а также с Патриархом Иоакимом. А в 1701 г. в Москве он становится митрополитом Сибирским и Тобольским. Не по душе было ему это назначение. У него было плохое здоровье, да и продолжать свое любимое дело он мог лишь там, где сосредотачивалось просвещение, а не в далекой Сибири. От волнения он даже заболел. Государь успокоил его и пообещал, что он получит ближайшую епархию, а уже в 1702 г. его назначают митрополитом Ростовским. По приезде туда ему было откровение, что здесь он окончит свои дни; место своего упокоения он избрал в Яковлевском монастыре: “Се покой мой, где вселюсь во век века”. В 1705 г. святитель закончил работу над Четьи-Минеями.

Много трудился святитель над устроением духовной жизни своей паствы. Нравы ее стояли крайне низко. Даже дети священников почти никогда не причащались. В своих окружных посланиях святитель поучает иереев, как достойно осуществлять свое служение. При своем доме он открыл училище для подготовки пастырей из детей духовенства и сам следил за их образованием и воспитанием. Против раскольников, которых в его епархии было много, он написал: “Розыск о Брынской вере”. В сочинении “Об образе и подобии Божием” — против мнения, что обрившие бороду лишатся спасения — он объясняет, что образ и подобие не во внешнем виде, а в человеческой душе. Это сочинение, по повелению государя, было напечатано трижды. Проповеди святителя отличаются простотой и живостью. Кроткий и мягкий в управлении, он своим жизненным примером учил окружающих молитве, посту, милостыне, сострадательности и милосердию.

Аскетизм святителя
Питался он лишь настолько, чтобы поддержать свои жизненные силы. На первой седмице Великого поста он принимал пищу один раз, а на Страстной — только в Великий Четверток. Он учил читать “Богородице Дево, радуйся...”, когда бьют часы. Глубоко осознавая свои недостатки, он ко всем проявлял одинаковую любовь. Он был сострадателен ко всем несчастным. К своим подчиненным относился сердечно и заботливо. О его щедрости и нестяжании говорить не приходится: он строго соблюдал иноческие обеты. Его глубоко чтила вся православная Русь, начиная с царской семьи.

За несколько дней до его кончины в Ростов должны были принести Толгскую икону Божией Матери, и поэтому ждали царицу Прасковью Феодоровну. Святитель сказал пророчески: “Се грядут в Ростов две Царицы: Царица небесная и земная, токмо я их уже видеть не сподоблюсь”. За три дня до кончины ему стало хуже.

26 октября, в день своего Ангела, он служил Литургию, но поучения уже говорить не мог. На другой день все же посетил монахиню Варсонофию (кормилицу царевича Алексея Петровича). Обратно шел с трудом. Затем послал за певчими и слушал, греясь у печки, как они пели составленные им песнопения: “Иисусе мой, Прелюбезный”, “Надежду мою в Бозе полагаю”, “Ты мой Бог, Ты мое радование” и другие. Когда они ушли, он удержал одного из них, Савву Яковлева, переписывавшего его сочинения, и стал рассказывать ему о своем детстве, о своей жизни, о том, как он молился Богу, и закончил словами: “И вы так же молитесь, дети!” Отпуская певчего, он благословил его и чуть не до земли ему поклонился. Певчий содрогнулся и сказал: “Мне ли, владыко, последнему рабу, ты так кланяешься?” Святитель кротко отвечал: “Благодарю тебя, чадо!” Певчий ушел в слезах. Тогда святитель заперся и наедине предался пламенной молитве. Так утром его и нашли — скончавшимся на коленях. Молитва, столь любимая им при жизни, сопровождала его к смерти. Это было 28 октября 1709 г. Святителю Димитрию было тогда 58 лет.

Тело его было облечено в погребальные одежды, приготовленные им самим. Гроб же был устлан, по его воле, черновиками святителя. Весть о его кончине быстро собрала толпу огорченного народа. Его тело было перенесено в собор в присутствии царицы Прасковьи Феодоровны, которая горько плакала о том, что не застала святителя в живых, отстояла две панихиды и только тогда вернулась в Москву. Затем приехал его друг, митрополит Стефан (Яворский), Местоблюститель Патриаршего Престола: оба святителя условились, что в случае кончины одного из них другой будет погребать усопшего.

Обретение нетленных мощей
Погребение состоялось 25 ноября. В своем надгробном слове, митрополит Стефан часто восклицал: “Свят, Димитрий, свят!” Затем тело почившего было перенесено, согласно его воле, в Яковлевский монастырь и погребено на указанном им месте. Многие из духовенства и горожан просили, чтобы его похоронили в соборе рядом с его предшественниками. Но митрополит Стефан ответил: “Высокопреосвященнейший Димитрий сам избрал себе место упокоения: как же я могу нарушить его волю?”

В 1752 г. во время ремонта монастырского собора были обретены мощи святителя Димитрия нетленными. Тогда же начались и исцеления. К лику святых святитель Димитрий Ростовский был причислен в 1757 г. и тогда же была составлена ему служба.

Празднование памяти трех святителей, Димитрия, Митрофана и Тихона, установлено в XIX в. после составления специальной службы, в связи с тем, что в городе Бежецке Тверской епархии в храме в честь Рождества Христова был придел во имя этих святителей.


 
Киевская Русь
© Українська Православна Церква
Технічна підтримка Global Ukraine