Александр АНДРУЩЕНКО. Крестный путь священномученика Владимира (Богоявленского)
07.02.2005 «Распятые на кресте». Так в книгах по церковной истории называют архиереев, управлявших Киевской кафедрой в страшные годы атеистического произвола. Лагеря, жестокие пытки во время допросов, холодные и сырые подвалы в застенках НКВД, предательства, шантаж и оскорбления. Все это пришлось пережить Киевским митрополитам. Активисты-безбожники всячески старались уничтожить тысячи православных иерархов и священнослужителей, свидетельствовавших о вере Христовой "даже до смерти" (Откр. 12; 11).
|
 | | |
Началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, стала трагическая гибель митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Василий Никифорович Богоявленский). Он родился 1 января 1848 года в Тамбовской губернии. Будучи сыном священника, начальное духовное образование он получил в тамбовских духовных школах. В 1874 году окончил Киевскую духовную академию. Здесь же начинает свою писательскую и переводческую деятельность (переводит с западноевропейских языков философов и богословов). В 1882 году становится священником, в 1886 году трагическая гибель супруги и малолетнего ребенка побуждает отца Владимира принять монашеский постриг. 19 февраля 1891 года он становится епископом Самарским. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим вспоминал, что "в то время, когда власть терялась, святитель первый пошел к народу с крестом в руках". Благодаря самоотверженной деятельности митрополита Владимира, был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи и организован сбор пожертвований пострадавшим от холеры и голода. При его содействии устраивались бесплатные столовые для голодающих. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией.
18 октября 1892 года в сане архиепископа он возглавляет Грузинский экзархат. 21 февраля 1898 года возведен в сан митрополита с назначением на Московскую кафедру. Этот период пастырского служения владыки характеризуется активной проповедью христианства среди пролетариев, острой полемикой с марксистскими идеями, захлестнувшими рабочий класс. 23 ноября 1912 года он становится митрополитом Петроградским и Ладожским первенствующим членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Но за открытое осуждение Распутина в ноябре 1915 года владыка Владимир был переведен в Киев, охваченный предреволюционными шатаниями. Митрополит Владимир старался воспрепятствовать церковному брожению и расколу. Он увещевал будущих революционеров-автокефалистов не сеять церковную смуту, ибо пожнут они бурю, и кровью умоется и народ, и Церковь его. В адрес святителя звучали оскорбления и угрозы, но он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.
25 января 1918 года вооруженные красногвардейцы ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств, вывели его через экономические ворота за стены Лавры. По свидетельству Гавриила Неробова, жителя села Покрова, приехавшего в Киев из Ярославской губернии, святитель, стоя у земляного вала под прицелом солдат, сказал:
– Вы здесь хотите меня расстрелять?
– А что же, церемониться с тобой?
Тогда владыка попросил у них время помолиться.
– Только скорее!
Святитель возвел руки кверху и сказал: "Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные и прими дух мой с миром". Потом, крестообразно благословляя обеими руками убийц, произнес: "Бог да простит вас…".
Через несколько минут монахи услышали шесть выстрелов. Гетман Скоропадский установил на месте расстрела памятник святителю, который был разрушен, когда город вновь был захвачен большевиками. В 1992 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира честные мощи святителя были обретены и почивают ныне в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Решением Архиерейского собора РПЦ митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) причислен к лику святых.
К сожалению, сведения об архиереях, управлявших Киевской кафедрой в период безбожного режима, весьма скудны. Воинствующий атеизм приложил максимум усилий к тому, чтобы не только уничтожить как можно больше православных верующих, но и вовсе стереть память о них со страниц истории. Иначе как объяснить то, что о многих выдающихся пастырях известны лишь даты рождения, последнего ареста и смерти. Но это еще "много", если учесть, что в довоенные годы только сто шестьдесят шесть архиереев Русской Православной Церкви (многие из которых занимали украинские кафедры), считались пропавшими без вести. А все происходило просто: ночью в архиерейский дом врывались "люди в кожаных куртках", а утром по городу ходили слухи: "владыка эмигрировал за границу в поисках лучшей жизни и, тем самым, предал своих пасомых", распускаемые энкаведистами-провокаторами. А в это время пастыри умирали от голода и побоев в карцерах и "прокурорских" кабинетах. Но, как говорит Священное Писание: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Мф . 5; 14). |