Киевские Митрополиты 1918-1940 гг.
Предстоятель УПЦ 
Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир

 Бiографiя
 Пастирське слово
 Проповіді
 Питання-Вiдповiдь
 Інтерв'ю

Церква 
 Новини
 Історія
 Священний Синод
 Єпископат
 Єпархії
 Монастирі
 Навчальні заклади
 Офіційні видання

Київська єпархія 
 Храми Києва

Наші святині 
 Ікони
 Святі

Фотогалерея 
 Предстоятель
 Події






 Александр АНДРУЩЕНКО.   Киевские Митрополиты 1918-1940 гг.

«Распятые на кресте». Так в книгах по церковной истории называют архиереев, управлявших Киевской кафедрой в страшные годы атеистического произвола. Лагеря, жестокие пытки во время допросов, холодные и сырые подвалы в застенках НКВД, предательства, шантаж и оскорбления. Все это пришлось пережить Киевским митрополитам. Активисты-безбожники всячески старались уничтожить тысячи православных иерархов и священнослужителей, свидетельствовавших о вере Христовой "даже до смерти" (Откр. 12; 11).

Священномученик Владимир
Началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, стала трагическая гибель митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Василий Никифорович Богоявленский). Он родился 1 января 1848 года в Тамбовской губернии. Будучи сыном священника, начальное духовное образование он получил в тамбовских духовных школах. В 1874 году окончил Киевскую духовную академию. Здесь же начинает свою писательскую и переводческую деятельность (переводит с западноевропейских языков философов и богословов). В 1882 году становится священником, в 1886 году трагическая гибель супруги и малолетнего ребенка побуждает отца Владимира принять монашеский постриг. 19 февраля 1891 года он становится епископом Самарским. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим вспоминал, что "в то время, когда власть терялась, святитель первый пошел к народу с крестом в руках". Благодаря самоотверженной деятельности митрополита Владимира, был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи и организован сбор пожертвований пострадавшим от холеры и голода. При его содействии устраивались бесплатные столовые для голодающих. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией.

18 октября 1892 года в сане архиепископа он возглавляет Грузинский экзархат. 21 февраля 1898 года возведен в сан митрополита с назначением на Московскую кафедру. Этот период пастырского служения владыки характеризуется активной проповедью христианства среди пролетариев, острой полемикой с марксистскими идеями, захлестнувшими рабочий класс. 23 ноября 1912 года он становится митрополитом Петроградским и Ладожским первенствующим членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Но за открытое осуждение Распутина в ноябре 1915 года владыка Владимир был переведен в Киев, охваченный предреволюционными шатаниями. Митрополит Владимир старался воспрепятствовать церковному брожению и расколу. Он увещевал будущих революционеров-автокефалистов не сеять церковную смуту, ибо пожнут они бурю, и кровью умоется и народ и Церковь его. В адрес святителя звучали оскорбления и угрозы, но он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

25 января 1918 года вооруженные красногвардейцы ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств, вывели его через экономические ворота за стены Лавры. По свидетельству Гавриила Неробова, жителя села Покрова, приехавшего в Киев из Ярославской губернии, святитель, стоя у земляного вала под прицелом солдат, сказал:
– Вы здесь хотите меня расстрелять?
– А что же, церемониться с тобой?
Тогда владыка попросил у них время помолиться.
– Только скорее!
Святитель возвел руки кверху и сказал: "Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные и прими дух мой с миром". Потом, крестообразно благословляя обеими руками убийц, произнес: "Бог да простит вас…".

Через несколько минут монахи услышали шесть выстрелов. Гетман Скоропадский установил на месте расстрела памятник святителю, который был разрушен, когда город вновь был захвачен большевиками. В 1992 году по распоряжению Блаженнейшего Митрополита Владимира честные мощи святителя были обретены и находятся ныне в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Решением Архиерейского собора РПЦ митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) причислен к лику святых.

Священномученик Никодим (Кротов)
После трагической смерти митрополита Владимира (Богоявленского) в январе-мае 1918 года Киевской кафедрой управлял епископ Чигиринский Никодим (Кротков). К решению о принятии монашеского пострига его подтолкнуло несчастье - скончалась матушка и единственная дочь, после чего он уезжает в Киев. В Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре принимает монашеский постриг с именем Никодим, и, спустя время, становится епископом Чигиринским, а с 1921 года - епископом Таврическим и Симферопольским. В 1922 году епископ Никодим был арестован и заточен в тюрьму. Но жители Симферополя так уважали своего пастыря, что попросили руководство местных властей разрешить владыке совершить Божественную литургию в день Преображения Господня (19 августа). Вскоре его вновь арестовали, а в ноябре 1922 года симферопольским трибуналом он был приговорен к тюремному заключению, в котором находился по 1932 год. Прошел Соловецкий концлагерь, тюрьмы, зоны. После освобождения назначается Архиепископом Костромским, но вновь подвергается неоднократным арестам. В книге протодиакона Сергия Голубцова «Профессура МДА в сетях Гулага и ЧК», содержатся сведения о последних годах жизни владыки: «3 декабря 1936 года по обвинению в контрреволюционной агитации был арестован архиепископ Костромской и Галичский Никодим. 4 февраля дело было направлено для внесудебного разбирательства в особую комиссию при НКВД. Ожидая своей участи, владыка направил заявление прокурору, в котором обличал грубое поведение следователя Ильичева, угрозами добивавшегося от него показаний. Но это заявление дало обратный эффект. В апреле 1937 года архиепископа Никодима приговорили к пятилетней ссылке в Красноярский край. Но его освободили, потому что в этот день не было этапа в этот регион. В сентябре 1937 года его вновь арестовывают в Ярославле и помещают в тюрьму, где он подвергается жестоким пыткам во время допросов. Владыка Никодим не выдержал моральных и физических издевательств и скончался в 14 часов 30 минут 21 августа 1938 года в тюремной больнице Костромы».

Архиерейским Собором РПЦ 2000 года архиепископ Никодим причислен к лику святых.

Митрополит-изгнаник
В период с 1918 по 1919 год управлять Киевской кафедрой довелось выдающемуся богослову начала XX-го столетия, митрополиту Антонию (Храповицкому). Владыка Антоний (Алексей Павлович Храповицкий) родился 17 марта 1863 года в селе Вагатино Новгородской Губернии в дворянской семье. Его отец был генералом, героем войны 1877-1878 гг. С ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием М. Ф. Достоевского, часто посещал его и много с ним беседовал. В 1881 году он оканчивает Санкт-Петербургскую гимназию с золотой медалью. А в 1885 году со степенью кандидата богословия – Санкт-петербургскую духовную академию. К этому времени он уже монах. В 1888 году – удостоен степени магистра богословия, тогда же и утвержден в звании доцента СПДА. 7 сентября 1897 года архимандрит Антоний рукоположен в епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 1902 года управляет Волынской и Житомирской кафедрами и одновременно состоит в должности Экзарха Вселенского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси. В 1908 году он участвовал в обсуждении вопросов о восстановлении Патриаршества в России, а в 1911 году становится доктором богословия. Во время Первой мировой войны владыка старался поддержать в народных массах, а особенно в войсках, бодрое настроение, горячо наставлял их храбро сражаться за Веру и Отечество, призывал не щадить своей жизни и не изменять присяге. Архиепископ Антоний был членом Священного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг, а также первым из трех кандидатов на Патриарший престол. После избрания жребием Патриарха, становится членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. В 1918 году назначается митрополитом Киевским и Галицким. Митрополита Антония ненавидели, как большевики, так и социалисты-петлюровцы. С приходом к власти на Украине Симона Петлюры его арестовали и отправили в Галицкий униатский монастырь, где он пробыл в заточении восемь месяцев. По требованию руководителей государств Антанты владыку освободили из-под ареста, после чего он вновь возвратился в Киев. Затем, спасаясь от большевиков, переезжает в Новочеркасск, где становится во главе Высшего Церковного Управления. Спустя время митрополит был вывезен на Афон. Но по просьбе генерала Врангеля возвращается в Крым, продолжая вдохновлять воинов на борьбу с поработителями России и управлять церковной жизнью. После эвакуации из Крыма он прибыл в Константинополь. За рубежом владыка прожил 15 лет, возглавляя православные приходы Русского Зарубежья вплоть до своей смерти в 1936 году. Похоронен митрополит Антоний в Белграде.

Архиепископ Назарий (Блинов)
Владыка Назарий (Николай Михайлович Блинов) родился 24 января 1852 года в Казани в дворянской семье. Образование получил в Санкт-петербургской 1-й классической гимназии, а после юридического факультета Санкт-Петербургского университета окончил военное училище. Затем был назначен воспитателем Нижегородского Аракчеевского военного корпуса. В 1887 году уволен со службы в чине подполковника и поступил в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. В 1890 году принял монашество с именем Назарий. В 1910 году митрополитами Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) и Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) был рукоположен в епископа Черкасского, викария Киевской епархии. Архиепископ Назарий временно управлял Киевской епархией в 1919–1921 годах и был ревностным защитником Православной Церкви от агрессивных автокефалистов и революционной власти. Владыка запретил в служении всех самозванцев во главе с христопродавцем Липкивским. Власть ответила репрессиями. В 1922-1923 гг. отбывал заключение в Бутырской тюрьме. С 1925 года – архиепископ Тобольский (Сибирь), с 1928 года судьба неизвестна (по некоторым сведениям умер в застенках Тобольской тюрьмы).

Митрополит Михаил (Ермаков)
С 1921 по 1924 год управляющим Киевской епархией был митрополит Киевский и всея Украины Михаил (Ермаков). Он родился 31 июня 1862 года в Санкт-Петербурге, а первоначальное образование получил в Киевском реальном училище и Киевской духовной академии, которую окончил в 1887 году со степенью кандидата богословия. 19 июня 1887 года принял монашеский постриг с именем Михаил и назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. В 1890 году – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, а с 1893 года – ректор Волынской семинарии. 31 января 1899 года митрополитом Киевским и Галицким Иоанникием, в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, митрополита Московского и Коломенского Владимира совершена хиротония архимандрита Михаила в епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. 20 октября 1899 года он становится епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. После возведения в сан архиепископа владыка участвует в предсоборном совещании, на котором обсуждался порядок избрания Патриарха. В 1917-1918 гг. принимает участие в Поместном соборе в Москве. С июля 1921 года по 1922 год управляет Киевской кафедрой. В связи с обострением репрессий советской власти против духовенства, 22 января 1923 года митрополит Михаил написал завещание, в котором, в частности, говорится: «В настоящее тяжелое и тревожное для Российской Святой Православной Церкви время, когда самочинные отступники от единства православной веры получили возможность чинить всякие насилия над служителями Церкви, верными православию, можно ожидать, что правящие Киевской епархией православные архипастыри будут устраняемы от дел управления. Посему, дабы не остались без канонического духовного руководства пастыри и паства Киевской епархии, братски, о имени Господа нашего Иисуса Христа, прошу преосвященных викариев Киевских вступать, после меня, в управление епархией в следующем преемственном порядке: 1) преосвященный Димитрий (Вербицкий), Епископ Белоцерковский и Сквирский, 2) преосвященный Макарий (Кармазин), Епископ Уманский, 3) преосвященный Георгий (Делиев), Епископ Богуславский, 4) преосвященный Алексий (Готовцев), Епископ Звенигородский, 5) преосвященный Александр (Чекановский), Епископ Липовецкий и Бердичевский, 6) преосвященный Назарий (Блинов), Епископ Радомысльский и Чернобыльский, 7) преосвященный Василий (Богдашевский), Епископ Каневский. В случае устранения всех киевских викариев, заботу о киевских церковных делах прошу принять (в силу циркулярного Указа Святейшего Патриарха, Высшего Церковного Совета и Синода от 7 ноября 1920 г.) православных преосвященных соседних епархий - Черниговской, Подольской и Полтавской. Верховный Глава Церкви и Спаситель наш Господь Иисус Христос да соблюдет и укрепит Своею благодатью всех верных строителей Таин Божиих и покорит сатану под ноги наши вскоре. Аминь». В 1924 году после возведения в сан митрополита Киевского, становится Экзархом Украины. В завещании Святейшего патриарха Тихона упоминается в качестве одного из преемников патриаршего престола. Однако смерть патриарха застала митрополита Михаила в тюрьме, и в выборах местоблюстителя он не участвовал. В заключении оказался по доносам автокефалистов и обновленцев, которых категорически отказывался признавать, несмотря на шантаж ОГПУ и властей. После тюрем отбывал ссылку в Туркестане. В 1927 году был освобожден, но тюрьмы, пытки и ссылка подорвали здоровье митрополита, он скончался в 1929 году, так и не преступив после заключения к управлению епархией.

Архиепископ Василий (Богдашевский)
После ареста митрополита Михаила с 1924 по 1929 год киевской епархией временно управляли викарные епископы, которых тоже не минула чаша арестов, допросов, тюрем и мученической гибели. Один из них – архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии Василий (Дмитрий Иванович Богдашевский) родился 19 октября 1861 года в Волынской губернии. В 1886 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а год спустя – становится ее преподавателем. В 1890 году будущий владыка удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Лжеучения, обличаемые в первом послании святого апостола Иоанна» и назначен доцентом КДА, а в 1904 году – степени доктора богословия за труд «Послание святого апостола Павла к Ефессянам». В 1914 году архимандрит Василий становится ректором Киевской духовной академии; в том же году был рукоположен в епископа Каневского, викария Киевской епархии. За выдающиеся заслуги на ниве духовного образования владыка Василий был избран почетным членом Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. В апреле 1923 года он вместе с митрополитом Михаилом (Ермаковым) и епископом Димитрием (Вербицким) был арестован и посажен в Бутырскую тюрьму. Затем отбывал наказание в одном из лагерей Зырянского края (Коми АО). Затем возвращается в Киев. Архиепископ Василий (Богдашевский) умер от голода на одной из улиц Киева 25 февраля 1933 года.

Священномученик Макарий (Кармазин)
Архиепископ Макарий (Григорий Яковлевич Кармазин) родился 1 октября 1875 года в местечке Меджибож Подольской губернии в семье землемера. По окончании Подольской духовной семинарии 23 августа 1893 года был рукоположен священником в храм села Витковец Подольской губернии. С 1902 по 1918 гг. отец Григорий служит при различных воинских подразделениях, а с 1918 по 1922 год – в приходах Киевской епархии. В 1922 году, приняв монашество, был рукоположен в епископа Уманского, викария Киевской епархии митрополитом Михаилом (Ермаковым).

Объем церковных проблем был так велик, что владыка Макарий пришел к выводу о необходимости рукоположения новых архиереев. В тайне от безбожных властей, вместе с ближайшим другом и единомышленником епископом Ананьевским Парфением (Брянских), он совершил хиротонии наиболее твердых и верных сторонников Святейшего Патриарха Тихона, способных к активной церковной деятельности. По инициативе епископа Макария было создано церковное управление, неподконтрольное ГПУ. Осуществляемое им руководство было законспирировано. В тайне от властей они совершали свои поездки по церковным округам. В 1923 году епископа Макария арестовали и четыре месяца продержали в Киевской тюрьме. Находясь в застенках, владыка не переставал управлять епархией. Так, по его благословению специально собирались средства для ссыльных епископов священников. В 1925 году назначается епископом Екатеринославским. С этого времени для него начался период постоянных перемещений из лагеря в лагерь. 20 ноября 1937 года его расстреляли.

Архиепископ Георгий (Делиев)
Архиепископ Георгий (Спиридон Георгиевич Делиев) родился он 11 декабря 1878 года и происходил из мариупольских греков. В 1902 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию и назначен в церковно-приходскую школу законоучителем. К сожалению, год его рукоположения в священники не известен. В 1919 году он оканчивает Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а 15 декабря 1921 года принимает монашеский постриг. Через несколько дней митрополит Киевский Михаил рукопологает его в епископа Богуславского, с назначением на должность викария Киевской епархии. Владыка Георгий управлял Киевской кафедрой с 1925 по 1928 год, затем становится архиепископом Днепропетровским. В 1937 году он был взят под арест вместе с выдающимися иерархами – архиепископом Житомирским Филаретом (Линчевским), тогда еще архиепископом Харьковским Александром (Петровским) и епископом Ананьевским Парфением (Брянских). Спустя некоторое время, был расстрелян в тюрьме.

Епископ Сергий (Куминский)
В 1925 году временно руководил Киевской епархией Епископ Радомышльский Сергий (Александр Сергеевич Куминский). Он родился 17 августа 1869 года и окончил Рязанскую духовную семинарию. С 1898 по 1918 год был военным священником 175-го пехотного полка, Новогеоргиевского военного крепостного собора, 9-го Уланского и Московского полков. В 1918 году митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) назначает его настоятелем храма села Соболевки Звенигородского уезда Черниговской области. 1 сентября 1923 года тайно от местных властей епископами Парфением (Брянских) и Макарием (Карамзиным) рукоположен в епископа Радомышльского, викария Киевской епархии. Не успел он сделать первые шаги в управлении епархией, как местные активисты-безбожники стали плести против него интриги. Предвидя возможность своего ареста, владыка вместе с епископом Филаретом (Линчевским) стремился организовать свою работу в Киеве так, чтобы не было разрушено церковное управление. Для этого создавались окружные пятерки. В 1924 году владыка был арестован и помещен в Киевской тюрьме. В ноябре 1926 года новый арест. Деятельность епископа Сергия (Куминского) имела решающее значение, так как аресты быстро приобретали 23 ноября 1930 года епископа Сергия арестовали и поместили в Оренбургскую тюрьму. А год спустя, по решению тройки ПП ОГПУ в Северо-Волжском крае, высылается на Север. 4 ноября 1937 года владыка трагически погиб в заключении.

Архиепископ Димитрий (Вербицкий)
Архиепископ Димитрий (Максим Андреевич Вербицкий) родился 4 августа 1869 года в Полтавской губернии. В 1889 году окончил Полтавскую духовную семинарию и назначен на должность учителя народного земского училища. В 1902 году стал смотрителем Киево-Софийского духовного училища. С 1910 года – епископ Уманский, викарий Киевской епархии. В 1923 году владыка Димитрий был арестован и отправлен вначале в Бутырскую тюрьму, а затем переведен в лагерь города Ижмы Зырянского края. После освобождения, в 1930 году возведен в сан архиепископа Киевского. 14 февраля 1932 года был арестован и расстрелян. Свою мученическую кончину предсказал заранее, и сам читал канон на исход души. Похоронен архиепископ Димитрий на Аскольдовой могиле возле Свято-Никольского монастыря.

Архиепископ Сергий (Гришин)

Владыка Сергий (Алексей Николаевич Гришин) родился 12 февраля 1889 года в селе Шемозезо Олонецкой губернии. Начальное духовное образование получает в Петрозаводском духовном училище и семинарии, а в 1915 году оканчивает Санкт-Петербургскую духовную академию. Принимает монашество и становится полковым священником. 23 апреля 1927 года рукоположен в епископа Серпуховского с назначением на должность управляющего делами Священного Синода РПЦ. 9 апреля 1930 года становится архиепископом Полтавским, а год спустя, переводится на Днепропетровскую кафедру. 21 марта 1932 года архиепископ Сергий становится управляющим Киевской кафедрой, но 26 июня 1934 года, после переноса столицы Украины и Экзархата в Киев, становится архиепископом Харьковским. 18 апреля 1936 года его арестовывают и отправляют в Новгородскую тюрьму, где он находится до 1941 года. После освобождения назначается управляющим Московской епархией. Известно, что архиепископ Сергий был членом Архиерейского собора 8 сентября 1943 года, избравшего Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Владыка Сергий (Гришин) скончался 14 сентября 1943 года и был похоронен на Немецком кладбище в Москве.

Митрополит Константин (Дьяков)
Митрополит Константин (Константин Григорьевич Дьяков) родился 21 мая 1871 года (по другим данным: 19 мая 1864 года) в семье священника. Духовное образование получил в Харьковской семинарии, по окончании которой, приняв священный сан, становится законоучителем харьковских средних учебных заведений. В 1923 году был арестован, хотя официальных обвинений ему предъявлено не было. В 1924 году он принимает монашество с именем Константин. Святейшим Патриархом Тихоном был рукоположен в епископа Сумского. Параллельно управлял Харьковской епархией. 12 ноября 1927 года становится архиепископом Харьковским и Ахтырским, а с 1929 года временно занимает Днепропетровскую кафедру. 18 мая 1927 года владыка становится членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В 1935 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Константин (Дьяков) был назначен Экзархом Украины. 16 сентября 1937 г. владыку Константина посадили в Киево-Лукьяновскую тюрьму. В обвинительной справке напротив фамилии Дьяков значится: "…активный член антисоветской фашистской контрреволюционной организации церковников-тихоновцев". 10 ноября 1937 года погиб во время допроса. 19 октября 1993 года Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви митрополит Константин был причислен к лику святых, память его совершается 1июня.

Архиепископ Харьковский Александр (Петровский)
После смерти митрополита Константина столичную кафедру возглавил архиепископ Харьковский Александр. Владыка Александр (Петровский Александр Феофанович) родился 23.августа.1851года в городе Луцк Волынской губубернии в семье диакона. Рано потерял родителей. Окончил Волынскую духовную семинарию, служил учителем народной школы. В 1900 г. принял монашеский постриг в Донском монастыре в Москве и был рукоположен в иеромонаха. Вскоре был назначен наместником Донского монастыря с возведением в сан архимандрита. С 1903 г. эконом и казначей туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества. В 1906 г. стал казначеем Жировицкого Успенского монастыря, в 1910 г. переведен настоятелем Лубенского монастыря. С 1917 г. настоятель Псково-Печерского монастыря, с 1919 г. настоятель скитской церкви Козельщанской женской обители в Полтавской губернии. В 1932 г., после закрытия храма, епископ Александр уехал в Киев. 30 октября 1932 г. становится викарием Киевской епархии в сане епископа Уманского. В 1934 г. был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском), а с 20 мая 1937 г.— архиепископ Харьковский.

К 1937 г. в Харькове сохранилась единственная Никольская церковь на Холодной горе. Представители властей предложили владыке поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил он с православным клиром, в другое — вероотступники. Паства была категорически против этого, и, чтобы избежать столкновения, владыка предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем, чтобы он был отделен стеной. Несмотря на запрет властей, через две недели стена была сооружена. А 28 июля 1938 г. архиепископ Александр был арестован и заключен в тюрьму. 17 июля 1939 г. трибунал Харьковского военного округа приговорил его к десяти годам ссылки. 5 января 1940 г. приговор был отменен, а дело возвращено на доследование. Но в мае того же года святитель скончался в тюремной больнице. Есть свидетельства, что на следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен тело старика с документом, в котором указывалась фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Однако, вскоре было получено указание возвратить тело в тюрьму. Работник морга, служивший иподиаконом у владыки, и привратник, впоследствии ставший священником, сразу узнали архиепископа. Так что в тюрьму были отправлены останки другого человека с документами архиепископа. А его тело было вывезено из морга. Ночью монахи и верующие миряне, облачив его в архиерейские ризы, совершили отпевание на кладбище села Залютина, обозначив могилу особым знаком. 22 июня 1993 года определением Священного Синода УПЦ архиепископ Александр был прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых.

К сожалению, сведения об архиереях, управлявших Киевской кафедрой в период безбожного режима, весьма скудны. Воинствующий атеизм приложил максимум усилий к тому, чтобы не только уничтожить как можно больше православных верующих, но и вовсе стереть память о них со страниц истории. Иначе как объяснить то, что о многих выдающихся пастырях известны лишь даты рождения, последнего ареста и смерти. Но это еще "много", если учесть, что в довоенные годы только сто шестьдесят шесть архиереев Русской Православной Церкви (многие из которых занимали украинские кафедры), считались пропавшими без вести. А все происходило просто: ночью в архиерейский дом врывались "люди в кожаных куртках", а утром по городу ходили слухи: "владыка эмигрировал за границу в поисках лучшей жизни и, тем самым предал своих пасомых", распускаемые энкаведистами-провокаторами. А в это время пастыри умирали от голода и побоев в карцерах и "прокурорских" кабинетах. Но, как говорит Священное Писание: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Мф . 5; 14).





 Александр АНДРУЩЕНКО. Пещерный город
 Александр АНДРУЩЕНКО. Школьный храм
 Александр АНДРУЩЕНКО. На пути к духовному единству… (Крестный путь протопресвитера Гавриила Костельника)
 Александр АНДРУЩЕНКО. Как гора монастырская стала сатанинскою

 
Киевская Русь
© Українська Православна Церква
Технічна підтримка Global Ukraine